НА ГЛАВНУЮ   НАЗАД   РЕСТАВРАЦИЯ   ФОТО   ЛИТЕРАТУРА   ССЫЛКИ
Легковой автомобиль ЗИС-101

Автозавод им. Сталина с начала 1936 г. будет выпускать легковые многолитражные семиместные автомобили типа ЗИС-101. Производство рассчитано на выпуск 10 тыс. машин в год. Новая машина спроектирована по типу лучших американских марок Бьюик и Паккард. Внешний вид автомобиля будет очень близок к машине Бьюик 1934 г. с закрытым кузовом типа Седан. Мощный 8-цилиндровый двигатель, развивающий до 115 л. с., обеспечивает скорость до 120 км в час.
Все 8 цилиндров расположены в ряд. Подвесные клапаны помещены в верхней съемной головке и управляются от нижнего кулачкового вала посредством штанг и роликовых толка гелей. Камеры сгорания обработаны, и это позволяет при сжатии 4,85 пользоваться рядовыми сортами бензина без риска иметь столь вредную для службы двигателя детонацию.
Привод кулачкового вала осуществляется через текстолитовую бесшумную шестерню. Для максимального заглушсния работы шестерен стенка картера шестерен выполнена в виде пустотелой отливки с двойными стенками.
Спокойная и надежная работа длинного коленчатого вала гарантирована применением противовесов на щеках, а также специального пружинного демпфера-гасителя крутильных колебаний. При высоком скоростном режиме двигателя, достигающем 3200 об/мин, при наибольшей мощности и до 4 тыс. об/мин, при наибольшей скорости, такие колебания неизбежны. Смазка двигателя осуществлена посредством мощного шестеренного насоса, подающего масло под давлением ко всем трущимся поверхностям.
Поршни - чугунные и для обеспечения ускоренной приработки и устранения риска заедания покрыты электролитическим слоем олова. Двигатель снабжен масляным фильтром и радиатором для масла, охлаждаемого водой из водяной системы. Двигатель снабжен нормальным электрооборудованием, состоящим из динамо, распределителя, бобины и стартера.
Весь двигатель вместе с коробкой скоростей укреплен на шасси в пяти точках. В местах крепления имеются резиновые подушки, предохраняющие шасси от дрожания мотора. Сдвоенный, совершенно автоматический карбюратор снабжен автоматической регулировкой подогрева смеси.
Эта регулировка осуществляется посредством термостатной пружины.

Зажигание автоматически устанавливается центробежным регулятором и может быть дополнительно урегулировано монеткой на рулевой колонке.
Охлаждение двигателя производится центробежным насосом и трубчатым радиатором, снабженным термостатом с обходной трубой. Сцепление применено двухдисковое с обкладками из прессованного асбеста.
Трехскоростная коробка скоростей выполнена по типу Бьюик. Она имеет синхронизаторы на прямой и второй скоростях. Шестерни постоянной передачи и второй скорости имеют шлифованные зубья, обеспечивающие наибольшую бесшумность.

Внутренний вид кузова машины ЗИС-101
Внутренний вид кузова машины ЗИС-101

Передача от коробки скоростей к заднему мосту выполнена открытым трубчатым карданным валом с карданными сочленениями, работающими на игольчатых подшипниках. Это дает уверенную работу при минимальных требованиях к смазке. Задний мост имеет передачу спиральными коническими шестернями.
Балка моста сделана из листовой штамповки, полуоси выемные, монтированы в гнездах концов балки на двойных конических роликовых подшипниках.
Двигатель машины ЗИС-101 Двигатель машины ЗИС-101
Общий вид новой модееели ЗИС-101 Общий вид ЗИС-101
Ступицы колес посажены на конусных концах полуосей на шпонках.
Задний мост подвешен на полуэллиптических рессорах, поддерживающих и ведущих, по типу автомобилей Паккард. Все рессоры как задние, так и передние, заключены в штампованные металлические чехлы, предупреждающие засорение рессор и сохраняющие смазку листов.
Передняя ось имеет балку обычного двутаврового типа, снабженную охватывающими поворотными цапфами, вращающимися на шкворнях с упорными шарикоподшипниками.
Ступицы передних колес вращаются на конических роликовых подшипниках, ось подвешена на обычных полуэллиптических рессорах. Левая рессора снабжена у переднего кронштейна рамы пружинным компенсатором, уменьшающим виляние колес, которое вызывается кинематикой нормального рулевого механизма.
Торможение автомобиля осуществляется посредством колесных колодочных тормозов новейшего типа Бендикс, обладающих свойством механического самоторможения. Тормоза установлены во всех четырех колесах. Тормозные барабаны изготовляются из стальных дисков и чугунных ободов, обеспечивающих наилучшую фрикционную пару при работе по ферродо тормозных колодок. Для наибольшего облегчения торможения применен так называемый Бустер, т. е. цилиндр, работающий от системы всасывания двигателя и управляемый от специального клапана, приводимого в действие тормозной педалью. Клапан устроен по принципу редукционного. Это позволяет нажимом ноги получать любую степень торможения, без особых дополнительных устройств, применяемых, например, на автомобилях Паккард.

Руль на ЗИС-101 такого же типа, как и на автомобилях Паккард. Передача в рулевом механизме осуществлена червяком и двойным роликом. Конструкция эта признается наилучшей.
Рама автомобиля сделана по типу Бьюик модель 1933 г. Благодаря диагональному креплению с помощью Х-образной поперечины рама очень жестка. Эта жесткость гарантирует кузов от расшатывания и скрипа.
Кузов формы Бьюик 1934 г. типа Седан. Он оборудован всеми удобствами современных кузовов: перестанавливаемое сидение для шофера, вентиляция посредством поворота части стекла окон передних дверей, электрическое освещение плафонами, электрозакуриватели и проч. Переднее стекло кузова сделано поворотным, так как при некоторых особенностях нашего климата очистители стекол не всегда могут быть полезны.
На крыльях кузова укреплены два запасных колеса в металлических чехлах.
Колеса ЗИС-101 рассчитаны на резину размером 7,5х17". Это колеса так называемого артиллерийского типа, изготовляемые штамповкой из листовой стали толщиной около 5 мм. Крепление колес к ступице принято по способу Паккард, т. е. с помощью винтов, завинчиваемых в тело ступиц.
Позади кузова укреплен откидной багажник, отделанный хромированными накладками. Радиатор защищен специальным кожухом с решеткой, окаймленной хромированной рамкой по типу Бьюик 1934 г.
Длинный капот отделан хромированными продольными полосами, и это красиво сочетается со скромной, но эффектной отделкой других частей.
Передняя часть кузова Передняя часть кузова машины ЗИС-101
Хромированные с удлиненным корпусом фары и два расположенных под ними электросигнала формы фанфар удачно дополняют общий элегантный вид первой мощной советской легковой автомашины.

Инж. Важинский
Главный конструктор автозавода
имени Сталина.
г "За рулем" № 19, 1934;
материал предоставлен "Im-Werden-Verlag" 2001
БИБЛИОТЕКА

НА ГЛАВНУЮ   НАЗАД   РЕСТАВРАЦИЯ   ФОТО   ЛИТЕРАТУРА   ССЫЛКИ
Сайт управляется системой uCoz