ЗиС-101 ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ВЫСШЕГО КЛАССА.
|
ЗИС-101"Проба" И.В. Сталин и др. товарищи. |
Под лозунгом "Даешь советский Бьюик!" на заводе "Красный путиловец" в Ленинграде собирались наладить производство модели 1932 года Buick 32-90. Институт "ЛенГипро- ВАТО" (ВАТО - Всесоюзное автотракторное объединение) подготовил чертежи, по которым завод сделал 6 машин, получивших индекс "Л-1". Эти автомобили приняли участие в первомайской демонстрации 1933 года в Ленинграде, а 19 мая того же года отправились в пробег Ленинград-Москва- Ленинград. К сожалению, машины, собранные в кустарных условиях, не выдержали этого испытания и на обратном пути практически полностью вышли из строя.
Но на этом история не закончилась. Работы по "Советскому Бьюику" были переданы в Москву, на ЗИС. Столичные инженеры постарались максимально упростить конструкцию ходовой части, а оснастку для изготовления кузова - по последней моде того времени - заказали фирме Budd, которая по сию пору является ведущим производителем в этой области в Северной Америке. Разработка, кузовные штампы, сварочные кондукторы и другое технологическое оборудование обошлись в астрономическую по тем временам сумму - $1,5 миллиона! С автомобиля "ЗИС-101" начинались советские "членовозы".
В 20–30-е годы партийные, государственные и хозяйственные деятели ездили на
огромных и очень дорогих американских автомобилях. Естественно, техническим
совершенством этих машин восхищались тогда наши инженеры. И конечно, они с
большим энтузиазмом встретили поданную "сверху" идею – создать советский
автомобиль такого же класса.
После неудачной попытки наладить выпуск
"Бюика-32-90" под маркой Л-1 на Путиловском заводе в Ленинграде автомобилем для
"руководства партии и страны" занялся ЗИС – московский завод имени Сталина.
Возглавляемый способным инженером и талантливым организатором Иваном
Алексеевичем Лихачевым, завод к тому времени стал достаточно мощным
предприятием, специализировавшимся на конвейерном выпуске грузовиков.
Проектирование легкового ЗИСа стало новым для завода делом. Поручили его
техническому отделу во главе с Евгением Ивановичем Важинским. Он не стал целиком
копировать тот же "Бюик-32-90", снова "принятый за основу", – от него
позаимствовали только конструкцию двигателя и общую компоновку. Интересно, что
кузов ЗИС-101 (такой индекс получил автомобиль) не был копией какой-то
конкретной зарубежной модели. И в то же время не являлся советской разработкой.
По заказу ЗИСа его проектировала американская кузовная фирма "Амби-Бадд". Она же
изготовила штампы и первую партию кузовов в сборе. Советской стороне это
обошлось в 1,5 миллиона долларов – огромную по тем временам сумму! К слову,
"Амби-Бадд" поставила также 498 кузовов для всех выпущенных КИМ-10.
|
ЗИС-101 выпуска 1936 г. |
|
ЗИС-102 кабриолет. |
|
ЗИС-101 Автомобиль И.В. Сталина. |
|
ЗИС-101 первая серия. |
Динамичные обводы кузова и "дутые" поверхности выгодно отличали ЗИС-101 от
угловатого Л-1. Но под стальными панелями скрывался деревянный каркас: силовые
брусья из бука соединялись между собой металлическими уголками, раскосами и
тысячей с лишним шурупов. Шоферы утверждали, что в салоне ЗИС-101 легко было
забить гвоздь, каркас слегка поскрипывал на ходу, но тогда этому не придавали
ровным счетом никакого значения. Семиместный кузов с перегородкой считали очень
комфортабельным. Рядный верхнеклапанный (!) восьмицилиндровый двигатель казался
самым прогрессивным – он отлично "тянул" на низких оборотах, хотя и требовал
частых и точных регулировок. Вообще по тем временам ЗИС-101 для советского
автомобилестроения был воплощением самых передовых технических решений.
Благодаря длинной базе и мягкой подвеске он обладал очень плавным ходом, имел
вакуумный усилитель механических тормозов (правда, работал он так, что левые
колеса тормозили чуть сильнее правых), а также синхронизаторы в коробке
передач.
ЗИС-101 остался в истории самым массовым из легковых автомобилей
завода: с 3 ноября 1936 по 7 июля 1941 года было сделано 8752 машины. Причем они
обслуживали не только правительственные учреждения. Скорее их можно было отнести
к категории "средней" персоналки (вроде послевоенного ЗИМа), к тому же работали
они и в такси. Выпускались также кабриолет ЗИС-102, санитарный автомобиль, а с
1940 года – модернизированный ЗИС-101А. В проекте был и перспективный ЗИС-103,
но он остался на бумаге. Удалось построить двухместный родстер с форсированным
двигателем: серийный ЗИС-101 развивал 110–120 км/ч, а родстер – 162
км/ч.
Надо иметь в виду, что члены Политбюро в то время продолжали ездить на
американских "паккардах". Более того, в разгар войны, в сентябре 1942 года, по
команде "сверху" на ЗИСе создали специальное КБ легковых автомобилей, которому
поручили разработать новый лимузин, взяв за образец последний предвоенный
"Паккард".
Технические характеристики:
Всего выпущено: 8752 шт. (включая 101А и 102) (в 1936 г. выпущено 11 штук)
Кузов: 7-ми местный 4-х дверный лимузин или 5-ти дверный санитарный
Двигатель: 90 л.с. / 2800 об/мин., рядный 8 цилиндровый, 4-х тактный, 5,766 л
Степень сжатия: 4,8:1
Диаметр/ход поршня: 85,0/127,0 мм
Сцепление: сухое, двухдисковое
Длина: 5750 мм, высота: 1890 мм, ширина: 1870 мм
Колесная база: 3605 мм
Колея передних колес: 1500 мм
Колея задних колес: 1550 мм
Клиринс: 190 мм
Радиус поворота: 7,7 м
Коробка передач: 3 скоростная с синхронизаторами
Тормоза: механические на все колеса, с вакуумным усилителем
Вес: 2550 кг
Максимальная скорость: 115 км/ч
Колеса: 7,50х17"
Объем топливного бака: 80 л
Расход топлива: 25,5 / 100 км
|
ЗИС-102 кабриолет.
ЗИС-102А кабриолет.
ЗИС-101А последних предвоенных выпусков.
|
Использованы материалы журнала "За рулем" №1-98 (стр. 158-160)
НА ГЛАВНУЮ
НАЗАД
РЕСТАВРАЦИЯ
ФОТО
ЛИТЕРАТУРА
ССЫЛКИ
Сайт управляется системой
uCoz