НА ГЛАВНУЮ   НАЗАД   РЕСТАВРАЦИЯ   ФОТО   ЛИТЕРАТУРА   ССЫЛКИ


УСТАНОВКА ШЕСТИЦИЛИНДРОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ГАЗ-51
НА ШАССИ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ ЗИС-101

Инж. В. ГОЛИКОВ

   Легковые   автомобили  ЗИС-101  нуж-
даются  в  ремонте,  в большинстве  слу-
чаев,  вследствие  естественного  износа
двигателей.   Многие   автохозяйства  из-
за    отсутствия   этих    двигателей    не 
имеют  возможности  восстановить  парк.
   Опыт    показал,   что  6-цилиндровый
двигатель   (выпускаемый   Горьковским
автомобильным заводом) модели ГАЗ-51,
при  незначительном  переоборудовании
его  отдельных  узлов,  можно  с успехом
использовать  на  шасси  легкового авто-
мобиля ЗИС-101.
   6-цилнндровые  двигатели  ГАЗ  по ос-
новным  параметрам  (мощности,  оборо-
там  и  крутящему  моменту)  немногим 
отличаются  от   8-цилиндрового  двигате-
ля  ЗИС-101.  Переоборудование  по  от-
дельным  узлам  должно  заключаться  в
следующем.

                         Рис. 2. Удлиненная крышка коробки передач с валом (в сборе):

1 — корпус крышки, 2 — длинная распорная втулка, 3 — посадочное мест двухрядного шарикопод-
шипника 4 — гайка и шайба, 5 —  удлиненным главный вал коробки передач, 6 — сальник. 7 — ролико-
вый подшипник, 8 —  короткая распорная втулка, 9 — масленка „Зерка", 10 — шестерня спидометра.



                        Двигатель

   Соединение  коробки  передач двига-
теля  ГАЗ-51  (рис. 1)  с  карданной  пе-
редачей  ЗИС-101  осуществляют  через
удлиненный, специально изготовленный,
главный  вал  коробки  передач,  имею-
щий  на  конце  шлицы,  обработанные
под  фланец  карданной передачи ЗИС-
101.
   Вместо  задней  крышки  коробки пе-
редач  и центрального тормоза устанав-
ливают  специально и зготовленную (от-
литую  из  бронзы  или чугуна) удлинен-

ную крышку, служащую как-бы крон-
штейном и опорой подшипника. При
этом подшипник со стороны коробки
передач ставят усиленный, двухрядный
шариковый № 61—7065, а со стороны
кардана — роликовый № 61 — 121170.
Шестерню спидометра зажимают на
валике двумя распорными втулками. 
В этом узле используют стандартные 
детали автомобиля ЗИС-101 — шестер-
ню спидометра, сальник и гайку. На 
рис. 2 изображена конструкция этого
узла в сборе.

Рис. 3. Задний кронштейн подвески
                           двигателя.


Рис. 1. Двигатель ГАЗ-51.


Рис. 4. Передний кронштейн подвески
                           двигателя.

   Подвеску   двигателя  осуществляют
на  специальных  кронштейнах  (рис. 3
и 4),  изготовляемых из 3—4-мм стали.
Кронштейны   крепят  к   лонжеронам 
шасси болтами.
   Для  задней  подвески двигателя ис-
пользуют стандартную поперечину № 2
рамы ГАЗ-51, которую крепят к кар-
теру сцепления на резиновых стандарт-
ных  подушках.  Концы  поперечины об-
резают  под   размер  кронштейнов  и 
соединяют с ними болтами. 


    Передняя подвеска — также на резино-
вых стандартных подушках.
При установке двигателя ГАЗ-51 необходи-
мо следить за тем, чтобы ось его колен-
чатого вала геометрически совпадала с 
осью коленчатого вала ЗИС-101 и чтобы 
двигатель имел наклон 3—4°.
    Габариты двигателей ГАЗ-51 и ЗИС-101
по длине различны, поэтому, чтобы систе-
ма охлаждения работала нормально, не-
обходимо для вентилятора двигателя ГАЗ-
51 изготовить кожух с креплением его к 
радиатору. Опыт работы показал, что 
переохлаждения двигателя вследствие 
усиленной циркуляции воздуха не наблю-
дается.
    Брызговики двигателя изготовляют по 
месту. Глушитель и выхлопную трубу 
ставят с ГАЗ-11-М. При монтаже бустер
тормозов, переносят на другое место.

Спецификация стандартных деталей ГАЗ, потребных для установки
          двигателя ГАЗ-51 на шасси ЗИС-101
№ деталей
Наименование

Количе- 
ство



61-7065
51-2801102
64-6039
11-6025 А
293350-П2
264030-П8
АА-7520
АА-2455
АА-7506
11-5230
11-5250


Двигатель ГАЗ-51 в сборе
Подшипник шариковый, двухрядный
Поперечина № 2 рамы
Подушка опоры двигателя в сборе
Подушка передней подвески двигателя в сборе
Шайба упорная нижней подушки
Масленка „Зерка"
Рычаг педали сцепления в сборе
Рычаг педали тормоза в сборе
Валик рычагов педали сцепления
Глушитель в сборе
Выхлопная труба в сборе


1
1
1
4
1
4
1
1
1
1
1
1


        Управление сцеплением
                  и тормозами
   
Рычаги педалей сцепления исполь-
зуют от автомобиля ГАЗ-АА или 
ГАЗ-67, но предварительно выгибают
и монтируют на валике коробки пере-
дач. Коробка передач ГАЗ-51 не имеет
валика для монтажа рычагов, а толь-
ко необработанную бобышку в литье
корпуса коробки, которую необходимо
обработать и смонтировать валик (как

у ГАЗ-АА). При установке коробок 
передач, у которых не предусмотрено
в литье место для крепления валика 
(более поздних выпусков), крепление
рычагов осуществляют непосредствен-
но к лонжерону.

               Электрооборудование

Ввиду различного расположения при-
боров электрооборудования, необходи-
мо изготовить новый пучок проводов

и провод к стартеру. Кроме того, при
использовании приборов ЗИС-101 для
измерения температуры воды и давле-
ния масла следует сделать переход-
ные штуцеры для датчиков двигателя
ГАЗ-51.
    Опыт эксплуатации автомобиле
ЗИС-101 с 6-цилиндровыми двигателя-
ми ГАЗ-51 показал, что эксплуата-
ционные качества автомобиля не сни-
жаются, а в отношении экономики да-
же повышаются.

НА ГЛАВНУЮ   НАЗАД   РЕСТАВРАЦИЯ   ФОТО   ЛИТЕРАТУРА   ССЫЛКИ
Сайт управляется системой uCoz